Может ли бухгалтер иметь статус самозанятого? Разбираемся в нюансах

Новый налоговый режим становится все популярнее. Им интересуются и работодатели, и физические лица. Но могут ли компании сотрудничать с самозанятыми бухгалтерами? Узнаем в статье.

Законодательные ограничения для самозанятых

Самозанятыми называют тех, кто ведет самостоятельную деятельность и не имеет работодателя. Также у этих граждан не может быть наемных работников. Человек платит только за свой доход — не нужно отчислять другие налоги государству. Такие положения прописаны в ст. 4 Федерального закона №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”».

Во второй части ст. 4 ФЗ №422 сказано, что самозанятость невозможна, если человек::

  • продает товары, которые облагаются акцизом;
  • реализует товары, созданные кем-то (исключение — перепродажа товаров, которыми гражданин пользовался сам);
  • добывает полезные ископаемые;
  • оказывает услуги в соответствии с договором поручения;
  • доставляет товары платно.

Может ли самозанятый оказывать услуги бухгалтера?

К ограничениям не относится бухгалтерская деятельность. Значит, гражданин может быть самозанятым и одновременно оказывать услуги организациям. Но здесь есть нюансы, которые важно учитывать.

Постоянный и приходящий бухгалтер

Самозанятость у бухгалтера возможна только при одном условии: если на него не оформлен трудовой договор. Если человек работает в офисе, выполняет все трудовые обязанности наряду со своими коллегами, то новый налоговый режим оформить нельзя.

В отличие от постоянных бухгалтеров, приходящим доступна самозанятость. Поэтому многие работодатели идут на ухищрения. Они заставляют подчиненных уволиться и зарегистрироваться в качестве плательщика НПД.

Руководителям компаний кажется, что так можно сэкономить. Ведь налог на свой доход подчиненный платит самостоятельно. Получается, работодателю придется заплатить 6% от полученной суммы вместо 13%. Кроме того, не нужно отчислять социальные выплаты за работника. Так владельцы организаций экономят еще больше — не нужно выплачивать 30% страховых взносов от зарплаты. Но работник лишится пенсии, декретных и больничных выплат.

Для защиты интересов штатных служащих был введен 8-й пункт части 1-й статьи 6-й Федерального закона №422. Если с момента увольнения прошло не более двух лет, зарплата от бывшего работодателя не может облагаться НПД. Работодатель будет вынужден платить социальные взносы.

Попадает ли деятельность бухгалтера под новый закон о налоге на профессиональную деятельность?

Законодательство РФ не запрещает заключать коммерческие сделки с самозанятыми. Организации нанимают фрилансеров с учетом следующих нюансов:

  • подчиненный числится как штатный приходящий;
  • бухгалтера оформляют в качестве работника, который временно замещает должность.

Руководители вправе официально работать как с предпринимателями, так и с физическими лицами. Например, компания заказывает для салонов своих авто коврики у самозанятого по договору услуг.

Как сделать из действующего работника самозанятого

Гражданин может выбрать новый статус несколькими способами:

  • в мобильном приложении «Мой налог»;
  • открыв личный кабинет на сайте ФНС;
  • в уполномоченном банковском подразделении, например, в Сбербанке.

Дополнительно нужно зарегистрировать расчетный счет и договор с плательщиком НПД. Если этого не сделать, оплата будет незаконна и станет рассматриваться как взяточничество.

Налоговые выгоды договора с самозанятым бухгалтером

Если физическое лицо работает по трудовому договору, то работодатель должен будет платить 13%. Но когда организация сотрудничает с самозанятым бухгалтером, руководитель не отчисляет налоги. Штатный подчиненный сам выплачивает 6% налог со своего оклада.

Но есть важное условие. Если руководитель захочет сэкономить, уволив служащего и мгновенно сделав его плательщиком НПД, придется заплатить штраф. Это касается любых видов сотрудничества: по договору оказания услуг, трудовому договору или ГПХ.

Такие положения прописаны в статье 54.1 Налогового кодекса РФ. Плательщик не имеет права снижать налоговую ставку, если преследует только одну цель — экономию. Значит, при совершении деловых сделок компания должна преследовать только деловые цели.

Возможные риски сотрудничества для работодателя

Если налоговый орган выяснит, что наниматель нарушил закон, то последнему причислят все неуплаченные налоги и взносы. Руководителя могут привлечь к ответственности из-за следующих факторов:

  1. При осуществлении своей деятельности работник привлекает сторонних лиц. По части 2-й статьи 4-й ФЗ №422, самозанятый не имеет права нанимать подчиненных.
  2. Компания выступает единственным работодателем самозанятого бухгалтера.
  3. Большинство сотрудников штата — плательщики НПД. Притом их работа имеет долгосрочный характер.
  4. Человек оформил новый статус для одного вида деятельности, а занимается иным. Если организация сотрудничает с таким лицом, то у нее появляются большие риски. Так, самозанятым разрешено продавать продукцию собственного производства, но нельзя перепродавать чужие товары. Если гражданин пытается обойти закон, то подставляет и себя, и организацию.
  5. После получения нового статуса бухгалтер остался на том же рабочем месте. Это признак того, что стороны работают по прежним трудовым договоренностям.

Чтобы избежать возможные риски, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перед сотрудничеством проверять статус бухгалтера. Для этого нужно открыть раздел «Проверить статус налогоплательщика» на сайте ФНС. Рекомендуется также проверять статус перед оплатой услуг. Ведь самозанятый может быстро снять себя с учета и не оповестить об этом компанию.
  2. Требовать от бухгалтера чеки. Каждое начисление должно учитываться в расходах организации.
  3. Проверить, не является ли компания единственным нанимателем самозанятого. Для этого можно попросить бухгалтера выдать справку о доходах.
  4. Внимательно перечитать договор с самозанятым. Главное, чтобы оформленный документ не был похож на трудовой договор. Например, если бухгалтеру поручены обязанности, имеющие долгосрочный характер. Также перед сотрудником должна стоять конкретная задача с направленностью на конечный результат.

Преимущества и недостатки для самозанятого бухгалтера

Основной плюс в том, что зарегистрироваться можно онлайн за 15 минут. Так же быстро граждане снимают себя с учета. Другие плюсы налогового режима:

  • нет деклараций;
  • создавать чеки можно в мобильном приложении за пару минут;
  • низкий налог (4% за выплаты от физических лиц, 6% от юридических);
  • вычет в размере 12 130 руб. для тех, кто стал зарегистрировался с 1 июня 2020 года.

Но у самозанятости есть и минусы:

  • нет больничных выплат, отпусков и декрета;
  • пенсионный стаж не засчитывается (если самозанятый хочет получать пенсию, ему нужно присоединиться к программе добровольного страхования ПФР).

Сотрудничество с самозанятым выгодно для компаний, но есть свои риски. Для самих физических лиц есть как плюсы, так и минусы. Поэтому перед оформлением нового статуса нужно взвесить все за и против.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector